Ряд экспертов, которых цитирует пресса, отмечает, что в Стратегии очень мало конкретики.
Реализацию Стратегии предлагают разделить на 2 этапа, первый – до 2019 года. Сначала Минздрав заявляет о подготовительных мероприятиях, которые пройдут «при неуменьшении финансирования здравоохранения» ниже, чем нынешние 3,7% от ВВП.
Задачи первого этапа:
- завершить структуру 3-уровневой сети медучреждений (сеть первичной помощи, основной уровень региональных и муниципальных клиник и центры высокотехнологичной медицины),
- закончить реорганизацию системы подготовки кадров,
- осуществить запуск научно-технических проектов медицины будущего
- наладить взаимосвязь частного и государственного сектора здравоохранения под общим руководством Минздрава.
Главные изменения, в соответствии с текстом документа, должны произойти на втором этапе с 2020 по 2025 гг.
- В полном объеме начнет работать Единая государственная информационная система в здравоохранения (ЕГИСЗ),
- Начнется работа с big data пациентов,
- Будут привлечены в здравоохранение дополнительных средств
- Внедрены инновационные медицинские технологии.
Проект Минздрава отражает новые научные разработки и перспективные технологии, включая регенеративную медицину, исправление генома, трехмерную печать органов и тканей, интерфейсы машина-человек, био- и киберпртезирование, микрочипы и т.д.
К сожалению, в системе ОМС особых изменений не предвидится, разве что упоминаются долгосрочные тарифы на оплату медицинской помощи и ввод разных тарифов страхования в зависимости от образа жизни гражданина.
В целом в области страхования здоровья говорится о сближении стандартов ОМС и добровольного медицинского страхования (ДМС). Также если гражданин приобретает полис добровольного страхования, планируется предоставлять ему налоговый вычет.
Заявленные целевые показатели:
- увеличение продолжительности жизни в РФ до 76 лет,
- снижение смертности в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тысяч человек
- снижение младенческой смертности до 4,5 на 1 тысячу родившихся живыми.
Новацией является такой целевой показатель как «средняя продолжительность здоровой жизни» которая должна вырасти до 66 лет.
Эксперты оценивают данные цели как «скромные».
В мае этого года «Парламентская газета» сообщала, что обсуждаются планы так называемого лекарственного страхования, то есть погружения расходов на лекарства, потребляемые в амбулаторных условиях, в систему ОМС. Это очень актуальный вопрос, поскольку в нашей стране рекордно низкий процент возмещения расходов на лекарства – всего 18,8%, что приводит к тому, что граждане просто не справляются с расходами и прекращают лечение. Однако в обсуждаемом тексте Стратегии, по крайней мере в той части, что стала известна СМИ, тема лекарственного возмещения не звучит.