Бюджетная поддержка здравоохранения стремительно сокращается

Цель нашего проекта "Врач на дому" быстро и качественно диагностировать заболевание и предложить  современные методы лечения  на дому 

Бюджетная поддержка здравоохранения стремительно сокращается
16 сентября 2017
Бюджетная поддержка здравоохранения стремительно сокращается

Рост расходов Фонда ОМС не помогает компенсировать бюджетное недофинансирование здравоохранения
Счетная палата РФ и Федеральное казначейство опубликовали следующие данные.
В первом полугодии 2017-го на здравоохранение из федерального бюджета было потрачено около 174 млрд руб., это на 17% меньше, чем в январе–июне 2016-го, когда затраты бюджета составляли 210 млрд руб. 

Консолидированные бюджеты субъектов РФ сейчас потратили на здравоохранение на 44% меньше, чем годом ранее: 352 млрд руб. против 631 млрд руб. Внебюджетные фонды нарастили затраты лишь на 5% – до 826 млрд руб. против 786 млрд руб. годом ранее. 

Это следует из данных, которые привела Счетная палата со ссылкой на Казначейство. В ведомстве уточняют, что финансирование здравоохранения осуществляется из трех источников: федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджета Фонда обязательного медстрахования. 

Приведенные данные доказывают, что в стране произошло резкое сокращение прямого финансирования здравоохранения через федеральный и региональные бюджеты, а рост расходов через внебюджетные фонды не компенсировал урезания бюджетных трат. 

Это может привести к хроническому недофинансированию отрасли.
Но одновременно увеличены расходы внебюджетных фондов, успокаивают чиновники. Однако сами врачи встревожены недофинансированием: показатели качества и доступности услуг остаются невысокими. А майские указы президента о повышении зарплат медикам выполняются только на бумаге, жалуются отраслевые профсоюзы.
Оптимизация расходов на здравоохранение приводит к плачевным результатам. Один из примеров – Курганская область. 

Как сообщает местная администрация, некоторые из 28 показателей доступности и качества медицинской помощи вызывают у областного департамента здравоохранения опасения. Например, доля умерших в трудоспособном возрасте на дому. Сколько именно составляет эта доля, на официальном сайте областного правительства не уточняется. Однако в администрации признают, что среди причин «домашних» смертей заболевших граждан – «кадровый дефицит врачей».

Хотя официальная статистика дает министру здравоохранения Веронике Скворцовой повод похвалиться улучшением показателей в целом по стране. В среду глава Минздрава приехала с рабочим визитом в Ижевск и в одном из лечебных учреждений ознакомилась там с результатами реализации пилотного проекта «Бережливая поликлиника», сообщают информагентства. В ходе этой рабочей поездки Скворцова сообщила, в частности, что в России по итогам июля произошло снижение общей смертности населения. Также она согласилась обдумать возможность распространения программы «Земский доктор» на моногорода.

К слову, о докторах. Судя по данным профсоюза работников здравоохранения РФ, реализация майского указа президента о повышении зарплат ряда бюджетников на практике сводится к манипуляциям с методикой подсчета, передают медицинские СМИ. Например, представители профсоюза указывают на «неправомерность включения при исчислении средней заработной платы работников ряда выплат, относящихся к мерам социальной поддержки, в том числе компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг». «Не связанные с осуществлением трудовых функций работников, эти выплаты необоснованно приводят к увеличению анализируемого размера среднего заработка», – сообщают представители профсоюза. Администрации ищут самые разные способы получить более высокие показатели, которые можно будет упомянуть в отчетах о реализации президентского указа.

При этом разобраться в том, сколько именно в стране составляет государственное финансирование здравоохранения, не просто. Например, судя по данным казначейства, из федерального бюджета сейчас по факту на здравоохранение тратится значительно меньше средств, чем в прошлом году. В частности, за январь–июль 2017-го по этому направлению было израсходовано около 212 млрд руб., что примерно на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (см. «НГ» от 18.08.17).
Однако в этом случае чиновники уже не торопятся признаваться в своей бережливости относительно расходов на медицину. Как сказали «НГ» в пресс-службе Минздрава, «необходимо отметить, что какого-либо сокращения объемов гарантированной гражданам Российской Федерации медицинской помощи не планируется».
А в пресс-службе Минфина сообщили следующее: «В 2016 году в федеральный бюджет перечислялись межбюджетные трансферты из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) для финансового обеспечения высокотехнологической медицинской помощи (96,7 млрд руб.), которая начиная с 2017 года финансируется напрямую из Фонда ОМС. Если привести в сопоставимый вид федеральный бюджет 2016 года, то есть исключить указанные трансферты, в 2017 году расходы федерального бюджета даже увеличатся на 2,5%». И это не единственная хитрость.

Как пояснили «НГ» в пресс-службе Счетной палаты, по исполнению федерального бюджета невозможно делать выводы о сокращении расходов на здравоохранение. «Это некорректно, так как финансирование здравоохранения осуществляется из трех источников: федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджета ФОМС», – объяснили в ведомстве.

В Счетной палате привели данные Казначейства об утвержденных объемах финансирования и о фактических расходах в течение первого полугодия по всем трем источникам как за 2017-й, так и за 2016 год. Эти данные доказывают, что, во-первых, в стране произошло резкое сокращение прямого финансирования здравоохранения через федеральный и региональные бюджеты, а во-вторых, что наращивание расходов через внебюджетные фонды пока не помогает компенсировать сокращение бюджетных трат.

В частности, в соответствии с бюджетной росписью по состоянию на 1 июля 2017-го в этом году расходы на здравоохранение федерального бюджета утверждены на уровне 443 млрд руб., и это на 18% меньше, чем было утверждено на 2016-й на ту же дату в прошлом году. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ утверждены на уровне 872 млрд руб., что на 38% меньше прошлогоднего значения. А расходы на здравоохранения внебюджетных фондов утверждены на уровне 1,7 трлн руб., что больше прошлогоднего уровня лишь на 3%.

По факту в первом полугодии на здравоохранение федеральный бюджет потратил около 174 млрд руб., это на 17% меньше, чем было в январе–июне 2016-го, когда затраты бюджета составляли 210 млрд руб. Консолидированные бюджеты субъектов РФ сейчас потратили на 44% меньше, чем годом ранее: 352 млрд руб. против 631 млрд руб. Внебюджетные фонды нарастили затраты почти на 5% – до 826 млрд руб. против 786 млрд руб. годом ранее.

Судя по всему, ведомства могут корректировать итоговую сумму расходов на здравоохранение за счет различных межбюджетных расчетов, когда часть средств перекидывается из одного источника в другой. Поэтому получается, что, по данным Казначейства, всего на здравоохранение было потрачено в этом году около 1,25 трлн руб. против 1,32 трлн в первом полугодии 2016-го. Если же не учитывать межбюджетные расчеты, тогда разрыв больше: сейчас потрачено около 1,35 трлн руб. против 1,63 трлн за тот же период 2016-го.

Близкие к Минфину эксперты почти повторили то же объяснение, которое дал сам Минфин. «Снижение планируемых и фактических расходов на здравоохранение в 2017 году, по всей видимости, произошло вследствие внедрения иного порядка взаиморасчетов между бюджетами разных уровней. Так, регионы стали полностью отражать взносы на страхование неработающего населения в разделе «Социальная политика», а федеральный бюджет с этого года исключен из цепочки оплаты высокотехнологичной медицинской помощи – соответствующие субсидии медицинским организациям Федеральный фонд ОМС теперь предоставляет напрямую. В итоге конечные расходы на здравоохранение в 2017 году не сократились по сравнению с прошлыми периодами», – пояснил «НГ» советник Научно-исследовательского финансового института Николай Авксентьев.
«Просто меняется учет расходов на здравоохранение. Часть расходов бюджетов субъектов РФ (взносы за неработающее население) проходит то по разделу «Здравоохранение», то по разделу «Социальная политика», – продолжает замдиректора Института социального анализа и прогнозирования Академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Назаров. – Меняется интерпретация этих расходов».

Экономист считает, что «исполнение бюджета за полгода мало о чем говорит». Он добавил, что, «наверное, могут иметь место сокращения в каких-то отдельных учреждениях в отдельных регионах, но массового сокращения скорее всего не происходит»: «Точно мы сможем это понять только в конце года, когда увидим исполнение всех территориальных фондов ОМС и всех региональных бюджетов».
Как считает Авксентьев, сейчас есть существенный задел для увеличения эффективности госрасходов на здравоохранение: «В частности, конкретизация программы государственных гарантий с точки зрения приведения ее в соответствие с имеющимися ресурсами могла бы способствовать усилению равенства в доступе к медицинской помощи и на деле гарантировать всеобщую доступность наиболее эффективной и жизненно важной помощи».
Но некоторые эксперты пока говорят скорее о неэффективности бюджетных трат. «Во-первых, как и во многих других сферах государственного управления, существующая система определения подрядчиков на выполнение работ и поставку товаров (в том числе крайне дорогостоящей медицинской техники) не полностью снимает проблему откатов и, кроме того, существенно замедляет процесс определения поставщиков, – говорит доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Кирилл Парфенов. – Во-вторых, распределение средств между различными уровнями здравоохранения осуществляется без учета особенностей нашей страны: в столицах, некоторых других крупных городах за последнее десятилетие появились прекрасно оснащенные, ультрасовременные медицинские центры. В то же время на уровне муниципальных районов стационары и амбулатории зачастую по оснащению отстают. На самом низовом уровне медицинские учреждения ликвидируются, в первую речь идет о ФАПах – фельдшерских акушерских пунктах».

«Социальная сфера и в том числе здравоохранение финансируются по остаточному принципу. «Оптимизация» приводит к утрате первичного звена упомянутых выше ФАПов и других низовых медицинских учреждений, – добавляет Парфенов. – Еще один фактор, способствующий оттоку населения из сельской местности в города: людям элементарно негде лечиться».