В стране идет пилотный проект «Бережливая поликлиника».
В нем принимают участие поликлиники Ярославля, Калининграда и Севастополя. Проект, который реализуется с участием госкорпорации "Росатом", призван убрать ненужное хождение по кабинетам, оптимизировать работу регистратуры, врачей и лаборатории, изменить логистику,
схему движения пациентов по медучреждению, бланки и документы, развести потоки больных и здоровых людей, сократить очереди в регистратуре и перед кабинетами специалистов, снизить бумажную работу. Выделенные колл-центры сократили время записи к врачам и улучшили работу регистратур.
Проект, реализованный в Ярославле в короткие сроки и за сравнительно небольшие, по словам министра, средства, дал такие обнадеживающие прогнозы, что регион сразу решил распространить его еще на 10 учреждений в регионе.
Возможно, опыт внедрения проекта "Бережливая поликлиника" будет распространен на три поликлиники Научно-исследовательского онкологического института им. Герцена в Москве.
"Наша задача до конца 2020 года не менее 200 поликлиник включить в этот проект во всех федеральных округах нашей страны", - сказала глава Минздрава РФ.
По сути, проектный офис Минздрава и рабочие группы разрабатывают новые разумные технологии работы медучреждений, учитывая логистику, эргономику и многое другое, по принципам, которые приняты на промышленном производстве.
Проблемы в поликлинике
по аналогии с производством
ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО
• ненужные или слишком большие отчеты (из 13 мин, отведенных на пациента, 10-11 мин уходят на бумаги);
• дублирование информации в некоторых документах;
• дублирование поручений.
ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ
• неудобное расположение оргтехники и мебели;
• поиск необходимого файла на компьютере, рабочем столе;
• отсутствие кратких памяток и инструкций.
НЕНУЖНАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА
• передача документов вручную;
• потеря времени в пути на совещание вместо решения вопроса дистанционно.
ИЗЛИШНИЕ ЗАПАСЫ
• залежи канцтоваров, бумаги;
• накопление нерассмотренных вопросов, задач, документов.
ИЗБЫТОЧНАЯ ОБРАБОТКА
• наполнение презентаций и отчетов ненужной Заказчику информацией.
ОЖИДАНИЕ
• огромные очереди даже при системе электронной записи;
• ожидание согласований, принятия решений;
• медленная работа IT-систем.
ПЕРЕДЕЛКА / БРАК
• ошибки при подготовке материалов;
• разные замечания при повторных согласованиях;
• запрос информации, требующей уточнений и изменения формулировок.
Решения по оптимизации
Запись на прием
Среднее время от обращения пациента до окончания приема
БЫЛО — 127 минут
ЦЕЛЬ — 43 минут
За счет чего будет достигнут результат:
• создание обучающих буклетов,
• упрощение интерфейсов электронных систем записи (интернет, терминал)
• организация работы с амбулаторными картами,
• исключение повторного обращения в регистратуру
Прием у терапевта
Время приема
БЫЛО — 65,5 минут
ЦЕЛЬ — 34 минут
Пропускная способность терапевта
БЫЛО — 22 пациента в смену
ЦЕЛЬ — 30 пациентов в смену
За счет чего будет достигнут результат:
• исключены ненужные перемещения пациентов;
• сбалансирована загрузка врача и медсестры;
• отказ от заполнения бумажных носителей и обработки излишней информации;
• увеличение времени работы врача непосредственно с пациентом.
Анализ крови
Время от входа пациента в поликлинику до его выхода
БЫЛО — 40 минут
ЦЕЛЬ — 20 минут
Пропускная способность кабинета забора крови
БЫЛО — 85 пациентов в смену
ЦЕЛЬ — 96 пациентов в смену
За счет чего будет достигнут результат:
• исключены лишние перемещения;
• сбалансирована работа персонала;
• стандартизирована работа медсестер.
Получение льготных лекарств
Время от оформления рецепта до выдачи препарата
БЫЛО — 122 минуты
ЦЕЛЬ — 49 минут
Время для пациента
БЫЛО — 87 минут
ЦЕЛЬ — 5 минут
За счет чего будет достигнут результат:
• после осмотра больного врач сам запускает процедуру оформления рецепта, она осуществляется без участия соц. работников или родственников больных;
• после завершения требуется лишь их обращение в отдельный кабинет для немедленного получения готового рецепта.
Диспансеризация
Время, затраченное на прохождение всех медосмотров, консультаций со специалистами и получение заключения
БЫЛО — 40 дней 140 мин
ЦЕЛЬ — 3 дня 56 мин
За счет чего будет достигнут результат:
• появление возможности записаться на определенное время;
• унификация бланков направлений;
• разделение потоков больных пациентов и пришедших на диспансеризацию;
• внедрение "экспресс-системы" сдачи анализов;
• оптимизация движения анализов.
Источник: доклад Минздрава РФ о создании при ведомстве Проектного офиса по применению методов бережливого производства в сфере медицинских услуг
Бережливая поликлиника
Поделиться ссылкой: